Доход каждой коммерческой компании напрямую зависит от результата работы штата сотрудников. Так как если персонал не справляется со своими прямыми задачами, то руководство фирмы существенно не дополучает прибыль и даже несет какие-то убытки. Поэтому система мотивации должна быть в каждой компании.
Какой должна быть система мотивации персонала
Мотивация сотрудников может иметь разные формы проявления. Основная задача системы мотивации персонала — это увеличение продуктивности и эффективности работы всей фирмы. Так как из-за халатного отношения к своим трудовым обязанностям сотрудника из одного отдела может страдать работа специалистов из другого отдела. Поэтому система мотивации должна быть единой. И если стимулировать персонал, то весь, а не выделять какие-то конкретные единицы труда и поощрять их премией.
Чем и как мотивировать сотрудников
Мотивировать сотрудников можно двумя путями:
— психологически;
— материально.
Психологическая мотивация персонала — это увеличение значимости каждого кадра и придание ему значения. Она может выражаться в названии должности, рабочем месте и других, на первый взгляд незначительных, но для наемного работника решающих, фактах.
Одну и ту же должность можно назвать, как помощник ассистента заместителя руководителя крупного отдела, а можно как руководитель небольшого отдела. Во втором случае сотрудник будет чувствовать себя более важным, чем в первом. Поэтому работать он будет лучше.
Если сотрудник является одним в отделе, а расширять этот отдел надобности нет, то имеет смысл его формально назначить директором отдела, а не рядовым специалистом.
Тоже самое касается рабочих мест. Если в фирме у каждого сотрудника есть свой персональный рабочий стол или даже отдельный кабинет, то работа в такой компании проходит более продуктивно, нежели в организации, где рабочие места не закреплены за персоналом. Психологически сотрудник с фиксированным рабочим местом чувствует себя незаменимым, поэтому он работает продуктивнее, ведь ему выделили персональный рабочий стол. Это же правило относится к закреплению клиентов и проектов за специалистами.
Материальная мотивация сотрудников
Многие компании по сей день живут по советским принципам формирования заработной платы, что в корне не верно. Если сотрудник приходит на фиксированную заработную плату, которая непонятно из чего складывается, то желания работать больше у него нет. А если объяснить сотруднику, что из этой суммы оклад составляет только 20%, а всё остальное это:
— процент с клиентов, продаж или проектов;
— оплата за выполнение плана;
— оплата за дополнительные проекты;
— премия за перевыполнение плана и так далее.
В такой ситуации у сотрудника появится больше смысла не только в том, чтобы работать более активно, но он также поймет, что фиксированную часть ему никто не заплатит, если он не выполнит определенный объем работы.
Открытая и закрытая мотивация сотрудников
В одних компаниях руководство практикует закрытую мотивацию сотрудников. То есть персонал не знает, кто и сколько зарабатывает, а также не владеет прямой информацией о карьерном росте. Такая система допустима для ведения бизнеса в рамках современных реалий, но открытая система мотивации персонала позволяет увеличить эффективность штата сотрудников в целом.
Открытая система мотивации — это когда персонал знает, за какую работу какое финансовое вознаграждение он получит. Если сотруднику предоставить план действий, которые нужно совершить для того, чтобы из помощника стать специалистом, а из специалиста руководителем, то его эффективность вырастет в разы.