Государственные и коммерческие компании: разница отношений?

Опубликовано в рубрике: Полезные статьи и обзоры
Государственные и коммерческие компании: разница отношений

Начиная разговор об эффективности и креативности компаний, следует отметить, что все они классифицируются на несколько групп и подгрупп. Следует сразу оговориться, что ни одной компании в чистом виде не существует и каждая, так или иначе, носит в себе черты компаний других групп и подгрупп.

Прежде всего, все компании можно разделить на две большие группы: государственные и коммерческие. Их основное отличие друг от друга кроется в основной цели, которую преследует их деятельность. Цель государственных компаний – выполнение государственных решений, цель коммерческих – прибыль. Различие целей определяет и различие в принципе подбора персонала и выстраивания системы работы. Государственные компании формируют свой штат преимущественно из сотрудников-исполнителей. В то время как коммерческие компании приветствуют инициативных, креативных работников, чьи идеи способны принести прибыль.

Государственные и коммерческие компании, в свою очередь, делятся на две основные подгруппы: большие и маленькие. Логично предположить, что чем больше компания, тем меньше ценность отдельно взятого сотрудника (если он, конечно, не играет ключевой роли в производственном или управленческом процессе). Такого сотрудника можно заменить, как винтик в механизме. Чаще всего такие сотрудники – просто исполнители, чьё мнение вышестоящее руководство не интересует.

Компании с небольшим штатом сотрудников не могут себе позволить брать на работу всех подряд. Их интересуют не просто профессионалы своего дела, а люди, способные привнести что-то новое в деятельность компании, что принесёт ей прибыль и преимущества.

Все вышеуказанные группы и подгруппы можно классифицировать по 4 основным типам корпоративной культуры: бюрократический, активно-креативный, семейный и агрессивный. В каждом типе можно выделить свои плюсы и минусы.

Бюрократическая корпоративная культура характеризуется наличием нескольких уровней управления и напоминает пирамиду. Данный тип присущ государственным большим и маленьким компаниям и большим коммерческим. Подобная структура способствует порядку в управленческой деятельности. К тому же компании, относящиеся к трём вышеуказанным группам и подгруппам, предоставляют своим сотрудникам все положенные законом социальные гарантии, так как их деятельность легче контролировать специально уполномоченным на то органам. Однако бюрократия имеет и негативные стороны: формальности, тормозящие производственный процесс, перекладывание ответственности друг на друга, бесконечный поиск виноватых, равнодушие.

Активно-креативный тип характерен для маленьких коммерческих компаний. Необходимость мгновенно реагировать на запросы рынка, на изменение условий ведения коммерческой деятельности со стороны государства требуют от сотрудников постоянных умственных усилий, поиска новых форм и методов ведения бизнеса, иными словами, активности и креативности. В таких компаниях зачастую начальник и сотрудник на одной доске и каждый имеет право голоса. Минусом работы в таких компаниях может являться нестабильность, связанная с невыплатами заработной платы, отсутствием социальных гарантий. Удерживаются в таких компаниях оптимистичные, уверенные в своей правоте люди, которые ради будущих прибылей могут перетерпеть личные финансовые трудности.

Семейная корпоративная культура характерна как для государственных, так и для коммерческих компаний с самой разной численностью штатных сотрудников. В данном случае всё зависит от традиций компании и её руководства. Подобный тип культуры создаёт в коллективе атмосферу доброжелательности, взаимовыручки, что положительно сказывается на производственном процессе. Единственный возможный минус подобных отношений – сложность принятия жёстких кадровых решений, когда возникает необходимость сокращения или замены сотрудников. В подобном случае есть риск консервирования деятельности компании, что впоследствии может снизить её эффективность.

Агрессивная корпоративная культура также встречается во всех вышеуказанных группах и подгруппах компаний. При данном типе корпоративной культуры действует принцип: каждый сам за себя. Любой сотрудник любой компании мечтает о карьерном росте и росте своего материального благосостояния. При этом одни стремятся достичь своей мечты добросовестной работой на пользу компании, а другие – через интриги, отказ в помощи своим коллегам в рабочих вопросах, наговоры. В таких компаниях нередки случаи, когда сотрудники подставляют друг друга, создают невыносимые условия для тех, в ком видят конкурентов. Единственный положительный момент, который с трудом можно здесь отыскать, — это конкуренция, по итогам которой в компании остаются люди, мягко скажем, беспринципные. Не исключено, что именно эти цели и преследует руководство, поддерживая подобную атмосферу.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что креативность и эффективность любой компании зависит от того, в какой сфере она осуществляет свою деятельность. Под каждую сферу деятельности подходит определённый тип людей, более того, каждой компании нужны разные по типу и характеру люди: и креативщики, и исполнители. Таким образом, креативность и эффективность каждой компании независимо от сферы её деятельности и размеров зависят от умения руководства подобрать персонал в правильной пропорции, чтобы каждый сотрудник был на своём месте и занимался тем, что он лучше всего умеет.