Особенности приобретения франшизы

Опубликовано в рубрике: Полезные статьи и обзоры
Особенности приобретения франшизы

Франчайзинг – это приобретение готового бизнеса или взятие его в аренду. Другими словами, компания заключает договор с франчайзером на покупку франшизы, согласно которому обязана выполнять все его условия (использование товарного знака, бренда), то есть организовывает свой бизнес по уже действующей модели. Франчайзинг как вид предпринимательской деятельности дает возможность более легкого пути для начинающего бизнесмена. В результате не придется затрачивать много времени и сил, чтобы выйти на рынок. Единственным условием является работа в строго установленных рамках владельца торговой марки.

Приобретение франчайзинга имеет определенные риски. В основном нам известны уже хорошо раскрученные бренды, например «Макдональдс». А сколько было неудачных начинаний, которые так и не получилось раскрутить, неизвестно. Поэтому прежде чем выбрать какую-либо франшизу, необходимо:

1. Проанализировать рынок. Даже если какая-либо франшиза с первого взгляда кажется привлекательной и многообещающей, необходимо изучить услуги и товары, которые в нее входят на предмет актуальности и востребованности для конкретной местности. Это может быть самостоятельно проведенный опрос либо заказанные маркетинговые исследования.

2. Провести приблизительные расчеты. Начиная любой вид деятельности, необходимо провести расчеты, касающиеся оборотности средств и того, насколько предполагаемая прибыль способна покрыть расходы, связанные с отчислениями франчайзеру.

3. Учет транспортных потоков и демографической тенденции. Здесь необходимо изучить способы доставки товара, численность населения в данной местности, наличие и расположение конкурентов и их возможную степень влияния.

4. Просчитать, насколько стабильной будет выбранная франшиза. Главным является прибыльность франчайзера. Здесь поможет вся информация о выбранной франшизе. Это можно сделать через франшизную ассоциацию, интернет либо личную беседу с другими франчайзи, которые уже сотрудничали с этой фирмой.

5. Узнать количество магазинов (заведений), которые по каким-либо причинам были закрыты, столкнувшись с франчайзи-соотечественниками, а также изучить положительную сторону использования выбранной франшизы. Несмотря на то что на это уйдет время, такой шаг поможет взвесить все за и против выбранного дела.

6. Проработать юридическую сторону. Здесь придется выяснить, есть ли у франчайзера необходимые патенты, какие имеются ограничения, есть ли регистрация товарного знака и т. д. В этом поможет тщательное изучение всех договоров, особенно разделов, в которых оговариваются условия выхода или расторжения.

7. Изучить ту поддержку, которую собирается оказывать франчайзер: составление бизнес-плана, либо только консультация, помощь в приобретении оборудования, первоначальное кредитование, разработка финансово-экономической модели работы, обучение персонала и т. д. Следует также узнать, придется ли самостоятельно искать поставщика товара или поставка будет организована централизованно.

Собираясь приобрести франшизу, придется собрать много информации, что позволит отсеять ненужные и неподходящие по каким-либо условиям фирмы. Основными преимуществами франшизы являются:

1. Отсутствие необходимости затрачивать большие деньги для рекламы товара или услуги, так как бренд уже раскручен.
2. Постоянная помощь со стороны франчайзера (обучение построению бизнеса). Таким образом, не придется учиться на своих ошибках.
3. Отсутствие необходимости разработки собственной бизнес-стратегии, проведения маркетинговых исследований, разработки и регистрации товарного знака.
4. Наличие гарантированных поставщиков и контрагентов.
5. Возможность инвестирования собственных средств в успешно развивающийся бизнес с узнаваемым брендом, налаженными связями и сформированной репутацией.

Чтобы открыть франшизное предприятие, необходимо иметь достаточный капитал, так как могут потребоваться расходы на аренду помещения, покупку оборудования и подбор персонала. Основным является выбор сферы деятельности, а также ее оценка. К примеру, если предприятие относится к общепиту, то успех напрямую зависит от франчайзера. Если выбранная франшиза относится к сфере услуг, то успешность предприятия в этом случае зависит от персонала. При этом место расположения, франчайзер и выполнение всех его требований особой роли играть не будут.

Приобретая франшизу, желательно предусмотреть условие индивидуального ведения деятельности в конкретной местности, чтобы избежать столкновения открытия рядом предприятия под таким же брендом.